Правильный выбор профессии поможет не разочароваться в нейФФИМК

С каждым годом вопрос, почему выпускники вузов не работают по специальности, становится все более актуальным в нашей стране. 26,6% россиян с высшим образованием занимают рабочие места, не требующие диплома,  у 30% специализация не совпадает с фактической работой. Проблема разрослась настолько, что многие абитуриенты и студенты поступают  в вуз только  для того, получить диплом, не имея конкретной цели или стремления к профессии. Почему так происходит, попробуем разобраться. Мы нашли несколько основных причин, почему выпускники вузов не работают по специальности.




Незнание рынка труда.

У школьников, абитуриентов, да и у студентов тоже отсутствует понимание сложившейся ситуации на трудовом рынке, а информация, которой они владеют, в основном взята из недостоверных источников и принята на веру. Нередко бывает и так, что изначально  у выпускников школы выбор вуза оказался неверным, потому что у нас отсутствует отлаженная система профориентации. Например, в Китае, как только ребёнок идёт в школу, он начинает знакомиться с различными профессиями: за всё время  в школе ему "демонстрируют" около 50-ти различных профессий.

Непонимание цели получения своей профессии.

Многие молодые люди выбирают специальность, не задумываясь, - в порыве подростковой амбициозности или легкомысленности, просто за компанию, чтобы не расставаться с друзьями, либо в угоду родителям, а порой наперекор воле родителей, а позже их настигает горькое осознание того, что специальность им  не по душе. 

Несоответствие ожиданий от профессии и реальности. Поступающие в высшее учебное заведение крайне туманно представляют себе, чем они конкретно они будут заниматься. Либо, выбирая ту или иную специальность, не знают, какие обязанности у них появятся, работая по специальности, как они смогут реализоваться в ней, каким будет их заработок  и т.д. Причина этого кроется в отсутствие в школьной программе предметов по ознакомлению учащихся с реальными специальностями, существующими на рынке труда.

Хотя в последнее время некоторые шаги в этом направлении уже делаются и в нашей стране, в том числе и в нашем регионе. В качестве положительного опыта в рамках профориентации школьников  можно привести практику забайкальских судов. Как рассказала пресс-секретарь Забайкальского краевого суда Виктория Михайлюк, «в некоторых районных судах, а также в краевом, нечасто, но периодически  проходят экскурсии для старшеклассников, во время которых они знакомятся с деятельностью суда и даже при возможности  присутствуют на открытом судебном процессе. Это помогает им определиться в будущем с выбором профессии, в особенности тем ребятам, которые хотят обрести специальность «Юриспруденция».

Или еще пример, дети, обучающиеся в центре социально-культурной деятельности "Свой круг" пробуют свои силы в профессии журналиста на практике. В этом им помогает сотрудничество центра с ГТРК "Чита", где реализовывается совместный творческий проект. А именно, старшеклассники из разных школ г. Читы, участвуют в подготовке и проведении передачи «Все по-взрослому», героями которой становятся министры образования и спорта, артисты театра кукол и другие интересные и известные в крае люди. Дети не только сами готовят вопросы и задают их в прямом эфире главным участникам передачи, но и учатся  другим специальностям - пробуют себя в роли ведущих передачи. Также они знакомились на студии с процессом изготовления телесюжетов, когда во время монтажа из пазлов видеороликов собирается картина события дня. Специалисты студии охотно делятся с ребятами своими профессиональными секретами. И это не только интересно и познавательно школьникам, но и помогает им сориентироваться в выборе профессии.

И все же это пока лишь небольшие, пожалуй, робкие шаги в профоринтации  молодежи, а в целом в стране нет четко отлаженной системы,  позволяющей  наглядно  представить школьникам более полный спектр профессий, для того, чтобы молодые люди  имели возможность сделать правильный выбор своей будущей работы. Вот и получается, что многие студенты, осознав где-то на втором-третьем курсе обучения все последствия  неверного выбора специальности, начинают искать ту сферу деятельности, которая для них будет более или менее подходящей или же просто приносить стабильный доход.

В том, что мои предположения правильны, можно привести многие примеры из  жизни. Как свидетельствует статистика,  треть выпускников вузов, получив диплом о высшем образовании, не работают по своей специальности. В частности, так получилось с Юлией Майоровой, выпускницей ЗабГУ, которая  окончила  вуз по специальности пиарщика, а в настоящее время занимается фотоделом, которое приносит ей неплохой доход. Об этом читайте по ссылке 

КОММЕНТАРИИ
СОБЫТИЯ
Встреча вопреки
Звуки твоего таланта
Мысли студсовета