«Фотография - это психология»ФОТОЖУРНАЛИСТИКА

Уметь видеть внутренний  мир человека и показывать его на фотографии, постоянно останавливать время. Вот к чему должен стремиться настоящий фотограф. Своим опытом и знаниями поделился мастер фотографии, мэтр забайкальской фотожурналистики - Фёдор Машечко.


На фото Федор Машечко третий слева

Фото: сайт "Чита - самый солнечный город"


На протяжении нашей встречи Фёдор Николаевич успел сделать несколько интересных фотографий. За окном светило солнце и падал снег, на площадке возле пушкинской библиотеки развернулась грандиозная стройка. От зоркого взгляда фотохудожника не ускользнула ни одна деталь. Небольшая уютная комната, горячий чай из самовара располагали к интересной беседе.


- Фёдор Николаевич, как Вы познакомились с миром фотографии?


- Я приехал в Забайкалье в 1967 году. Поездил по краю, увидел всю эту природную красоту. Мне захотелось это запечатлеть, показать другим. Так я начал заниматься фотографией. Своим крёстным отцом я считаю поэта Ростислава Филиппова. Он опубликовал мои первые пейзажные фотографии в газете «Забайкальский рабочий». Затем посоветовал мне обратить внимание на портретную съёмку. Вместе мы сделали фотопоэму: «Как делают хлеб?». Идея её создания появилась после того, как однажды услышал такой вопрос одного мальчика своему отцу.


- На Вашей новой фотовыставке «Я к вам с друзьями» есть эта поэма. Действительно, получилось очень необычно. С какими трудностями Вам приходилось сталкиваться в работе?


-  Я больше газетный фотограф, фотограф от журналистики. Мне приходится в один день встретиться  с каменщиком, врачом, учителем, каким-то учёным. Чтобы получить удачную фотографию, нужно установить контакт с человеком. Для этого необходимо иметь элементарные знания о предмете, которым владеет твой герой.  Вот, например, профессия врача.  Врач-офтальмолог, хирург или невролог. За  одним понятием скрывается целая область. И чем больше фотограф проникает в эти сферы, тем ему легче работать. Если у тебя есть знания профессии, человек к тебе иначе относится. Он понимает, что ты в чём-то разбираешься. Так ты устанавливаешь контакт. Когда фотографируешь человека, получается совсем другой снимок в отличие от того, если бы ты прибежал, нажал на кнопку и всё.


-Получается, знать понемногу обо всём должен не только журналист, но и фотограф. Есть ли у Вас любимые темы для фотографий как у фотохудожника?


- Вообще такого определения, как фотохудожник нет нигде в мире. Оно было придумано ещё в Советском Союзе. Хотя Союз фотохудожников есть в России до сих пор. Газетный фотограф - он «всеяден». В крупных газетах идёт подразделение на жанры, в провинциальных газетах такого нет. Приходится фотографировать всё.


- Наверняка у каждой Вашей фотографии есть своя история. Расскажите одну из них.


- Однажды к нам приехал великий пианист Святослав  Рихтер. Фотографировать его было категорически запрещено. В музыке у меня никаких познаний не было. В библиотеке имени Пушкина я попросил музыкальный журнал и нашёл там информацию о том, что Рихтер был на гастролях в Лондоне и отказался выступать с концертом в зале, который ему предложили. Он сам выбрал помещение для выступления.  После того, как он приехал, мне удалось проникнуть в зал, где он репетировал. Я спросил: «Правда ли, что Вы выбрали бывшую конюшню для выступления в Лондоне?» И Рихтеру, хотел он фотографироваться или нет, нужно было ответить на этот вопрос. После этого, он спросил меня: «Вы пришли меня сфотографировать?» Если бы я не знал этого факта, он бы меня просто выгнал.


- Один секрет успешной фотографии Вы уже открыли. Может быть, есть ещё какой-нибудь?


- Мировоззрение фотографа определяет всё. Если дать задание сфотографировать одного и того же человека нескольким людям, они сделают это по-разному. Без знания азбуки фотографии, также как в журналистике без филологических знаний, сделать хорошую работу не получится.


-Скажите, можно ли человека научить выстраивать образ?


- Конечно. Фотография, в первую очередь - это психология. Иногда у фотографа есть много времени, чтобы сложилось впечатление  о происходящем, иногда у него всего одна минута. Здесь и важно его мировоззрение, отношение к человеку или событию. Знания фотографа в том и заключаются, чтобы посмотреть на человека и сложить его образ. Возможно, он будет обманчивым, но главное он возникнет. Если вы знаете анатомию, психологию - значит ваши представления о человеке будут более правильными. Вот, например, выражение лица человека формируют 47 мышц. Фотографу нужно ввести человека в состояние, необходимое для фотографии. Все лица разные по анатомии. Нет ни одного симметричного лица, поэтому нужно учитывать и это при работе.


- Фёдор Николаевич, что Вы можете пожелать современным фотографам?


- Главное - это фотографировать время. Потому что фотография - это запечатлённое время. Сегодня все ударились в «гламур». Ещё в 1894-96 годах  в Германии и во Франции вышли книги, которые доказывали бессмысленность гламурных фотографий. Можно сделать 5,10 таких фотографий. И всё. Но это уже не время. 


- Сейчас существует стереотип, что быть фотографом можно только с профессиональным фотоаппаратом. Что Вы думаете по этому поводу?


- Фотоаппарат не делает вас фотографом. Вот пример, лет  10-15 назад на аукционе продали золотой фотоаппарат. Он принадлежал члену королевской семьи Англии. И ни одной золотой фотографии это устройство так и не сделало. Или вот другой пример: в Великую Отечественную войну фотографировали на обычные «Фэды», и эти фотографии стали классикой. Вспомните, фотографию «Комбат». Этот снимок можно заносить в Книгу рекордов Гиннеса  за количество публикации. На одних монетах эту фотографию отчеканили миллиарды раз. Сделана фотография  на обычный советский фотоаппарат. Конечно, профессиональные дорогие камеры чисто технически облегчают работу фотографа. Особенно они помогают спортивным фотожурналистам. Главное, создать образ. Не важно «мыльница» у вас или дорогой фотоаппарат. Фотограф должен усвоить фотографическую азбуку: цвет, композиция, свет. Не имеет значения, какой камерой вы пользуетесь.


- Благодарю Вас за полезную информацию! Желаю плодотворной творческой работы!


Новая фотовыставка Фёдора Машечко  «Я к вам с друзьями» проходит в Забайкальской краевой библиотеке им .А.С. Пушкина. На ней представлены фотографии известных писателей в необычных образах. Здесь можно увидеть Георгия Граубина, Валентина Распутина,Бориса Кузника и других. Возраст фотографий абсолютно разный. Особую ценность несут автографы гениальных писателей. Их  можно посмотреть прямо под фотографиями. После окончания выставки коллекция снимков пополнит Литературный музей библиотеки.


Главная фотография: Сергей Цапарь

Фото: Фёдор Машечко


ФОТОГАЛЛЕРЕЯ
  • «Фотография - это психология»
  • «Фотография - это психология»
  • «Фотография - это психология»
  • «Фотография - это психология»
Катерина 2 октября
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
Тэг-регби: забава или серьезная игра?
Нужен ли журналисту журфак?
WorldSkills в Забайкалье: Чемпионат рабочих рук