Арина Новосельцева: «Отрицание идей феминизма имеет отношение либо к женоненавистничеству, либо к неосведомленности в этой теме»ФЕМИНИЗМ ФЕМИНИСТКА ИНТЕРВЬЮ

С чем у современного обывателя ассоциируется феминизм? Уличные акции, женщины с кричащими плакатами, не желающие мириться с «местом у плиты»? Люди, далекие от этого движения нередко ограничиваются только этими положениями, не желая изучать глубже вопрос. Попробуем разобраться подробнее в теме феминизма, его течениях и идеях с помощью Арины Новосельцевой. Она расскажет о своем пути к этому движению и целях, которые оно преследует.



- Давай начнем с того, как ты пришла к феминизму.

- Сперва я пришла к мысли о том, что в обществе царит социальное неравенство. Оно с детства бросалось мне в глаза: ещё в восемь-девять лет я заметила, как мне не хватает женских персонажей в книгах, мультфильмах и фильмах. Если они и были, то либо в пассивных позициях, либо главными героинями любовных романов "для девочек". Как относятся взрослые к другим мальчикам и девочкам: помните жвачку "Малабар" с переводными татушками? В детском саду мальчикам их было делать можно, а девочкам почему-то нельзя. Да, проблема на уровне детского сада. Но у меня и возраст тогда был детсадовский! Когда я росла, даже приобретая женскую гендерную социализацию, замечала всё больше различий по отношению к мальчикам и девочкам, как и со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Правда, по какой-то части "поблажки" для мальчиков некоторые взрослые любили оправдывать: "Ой, да ладно тебе, это же пацаны, они тупые". С идеями феминизма я познакомилась уже будучи в подростковом возрасте, но из-за ненависти многих и мужчин и женщин к этому движению очень долго не решалась назвать себя феминисткой. Это случилось уже после того, как я ознакомилась с идеями феминизма в более подробных деталях, и оказалось, что я с ними согласна.


- Как ты себя позиционируешь. Правильно будет назвать тебя феминисткой?

- Я – прорадфем, хотя не хотела бы себя относить к какому-то конкретному течению феминизма.


- Почему не хочешь причислять себя к одному из течений этого движения?

- Пусть я и не причисляю себя ни к одному из течений, но по взглядам мне ближе всего радикальный. Однако я не могу назвать себя радикальной феминисткой, потому что не могу полностью согласиться с теорией из матчасти: конкретно я сейчас говорю про отказ от адаптивных предпочтений, взгляд на мужчин, как на классовых врагов и сепарацию от них.


- Расскажи подробнее об этом.

- Женщина в патриархате должна быть красивой, но так, чтоб оставалась скромной серой мышью без косметики. А если отсутствие макияжа – это тоже адаптивка? Я все детство слышала, что девочку украшает скромность, смеялась над мемами про девушек, которые смыли косметику. Я гордо отказывалась от макияжа, считая, что и без него красивая, при этом с пренебрежением относилась к девушкам, которые много красятся. У меня была установка, что те, кто пользуется косметикой – это «телки», а не девушки.


_________________________________________________________________________


Адаптивные предпочтения (адаптивки) — это вещи, которые делает или применяет к своей жизни женщина, чтобы избежать порицания/осуждения обществом, или чтобы получить от него одобрение.

Чаще всего, под ними подразумевается косметика, но туда же относятся: эпиляция, наращивание/окрашивание ногтей/волос/ресниц, фотошоп своих фото (лица/фигуры), диеты, занятия спортом (для «красоты», а не для здоровья), украшения, пуш-ап, утягивающая/сексуализирующая/«женственная» одежда, каблуки, кокетливое/«женственное» поведение и даже гетероотношения/замужество/материнство и т.д.


_________________________________________________________________________


- Есть ли аспекты в радикальном феминизме, вызывающие у тебя отторжение?

- Да, есть. Я не согласна с отношением к мужчинам, как классу врагов. Не берусь судить об этом, но мне не хотелось бы, чтобы мужчины равнялись классу врагов, потому что среди них немало тех, кому я очень благодарна.


- Расскажешь об основных течениях феминизма?

- Да, конечно.  Течений у феминизма много, но основных три: либеральный, интерсекциональный, радикальный. У каждого течения своя матчасть, своя "правда".


Либеральный и интерсекциональный легко спутать, потому что они очень похожи. Однако между ними существует одно главное различие: по мнению интерсекциональных феминисток, каждый человек является набором неких идентичностей: раса, гендер, пол, сексуальная ориентация, класс и т.д. То есть, к примеру, у белой богатой женщины априори будет больше привилегий, чем у цветного мужчины из бедных слоёв населения. В этом плане либеральный и радикальный феминизм рассматривает исключительно проблемы, присущие женщинам, не измеряя степень угнетённости отдельно взятых социальных групп и людей.


Но несмотря на это сходство, либеральный феминизм резко отличается от радикального. По мнению либеральных феминисток, чтобы избавиться от социального неравенства, достаточно ввести в государства ряд законов, которые уравняют мужчин и женщин в правах. В то же время, радикальные феминистки не считают эти условия достаточными: женщинам всё равно продолжат прививать ЖГС, с детства навязывать гендерные роли, а липкий пол и стеклянный потолок никуда не денутся. Это не решит такие проблемы, как существование гендерных стереотипов, сексуальная объективация и многие-многие другие проблемы, включая настольно серьёзные, как насильственная выдача несовершеннолетних девочек замуж и секс-траффикинг. Как говорится, законы-то примут, но будут ли они исполняться и работать на практике — совсем другой вопрос.


- Согласна ли ты с идеями, заложенными в эти течениях?

- В независимости от моего мнения о каждом из течений, все они необходимы по той простой причине, что разнообразие взглядов помогает прийти к какому-то наиболее правильному, как мне кажется. У каждого человека есть свой опыт, который имеет свою ценность, а брать и перечеркивать чужой опыт…ну, это в корне неверно.


- Феминизм – это про равноправие или за права женщин?

- Конечно, за права, потому что равноправие – это нечто недостижимое.


- Почему же тогда равноправие невозможно в реалиях современного мира?

- Равноправие невозможно не только сейчас, но и через десятки, даже сотни лет в силу тех же физиологических особенностей, присущих мужчинам и женщинам. В связи с этим права связанные с физиологией будут различаться в любом случае. Так, мужчина не может иметь права на аборт, потому что ему биологически это просто-напросто не нужно, также как и биологическая женщина не нуждается в праве на вазэктомию.


- Давай все-таки поговорим о правах. За какие именно нужно бороться?

- Ну, во-первых, нужно бороться не только не за права, но и за отмену гендерной системы, потому что она, на мой взгляд, является источником всех проблем как у женщин, так и у мужчин. Было бы проще жить, если бы мы отказались от прививания мужской и женской гендерной социализации: благодаря ей мужчинам и женщинам навязывают гендерные роли, а в обществе существуют гендерные стереотипы и рамки, установленные для людей. Благодаря ей и женщины, и мужчины отказываются от множества целей, которых они с лёгкостью достигли бы, если бы общество на них не оказывало давление.
Один из видов давления – это порицание: «это не женское дело, бабам тут не место», «это не по-мужски, мужик не должен этим заниматься». Легко сказать, что тебя не должно волновать, что о тебе думают окружающие. Тяжело взаправду не обращать на это внимание, когда тебя не берут на работу, не принимают твои увлечения или внешность в кругу семьи, оскорбляют на улице, относятся с презрением и даже угрожают.
Антифеминисты в спорах часто применяют такой аргумент, что феминизм не нужен, потому что по законам у мужчин и женщин равные права. Однако он не работает, потому что на практике многие законы не работают: права женщин, написанные на бумаге, на деле не соблюдаются. В некоторых регионах России несовершеннолетних девочек до сих пор выдают замуж против их воли и проводят калечащие операции на половых органах, полиция часто не реагирует на звонки и заявления о домашнем насилии, в «мужских» специальностях к женщинам относятся с предубеждением, а навязанные гендерные роли до сих пор вынуждают множество женщин ставить в приоритет заботу о муже, детях и домашние обязанности, а не карьеру.


_____________________________________________________________________________


Гендерная социализация - это процесс усвоения человеком норм, правил поведения и социальных установок в соответствии с предписанной гендерной ролью.


___________________________________________________________________________


- Каким образом обществу бороться с ней?

- Общество само медленно движется в этом направлении и обязательно к этому придет. Медленно, но верно. Необходимо только давать огласку идеям того, что каждый сам вправе выбирать, каким быть, чтобы люди знали, что можно жить по-другому, когда каждый в праве жить так, как ему удобно.


- Возникает логичный вопрос: не будет ли проблем, если каждый решит жить, заботясь лишь о собственном удобстве?

- Уметь видеть границы личного пространства окружающих – большая проблема для большинства людей: у кого от этого должны быть проблемы? Все мы – часть социума, и ни у кого не получится жить, заботясь лишь о собственном удобстве. Потому что почти каждый человек является частью многих социальных групп, как минимум, своей семьи/близких людей. И сложно будет заботиться только о своих проблемах, наплевав на проблемы того, кто тебе дорог. Сказав, что каждый в праве жить так, как ему удобно, я не имела ввиду то, что каждый может делать всё, что придёт в голову, а то, что никто не обязан загонять себя в условные рамки, определяющие поведение человека какой-либо конкретной социальной группы. Женщина не перестанет быть женщиной, выучившись на сварщицу, а мужчина не перестанет быть мужчиной, став мастером маникюра.


- Значит надо жить так, как хочется того тебе, но не нарушая личных границ других людей, уважая окружающих. Так?

- Да, все верно


- Давай поговорим о феминитивах. Как относишься к ним?

- Я очень положительно отношусь к феминитивам, потому что они увеличивают видимость женщин в различных сферах деятельности и способствуют стиранию гендерных стереотипов. Но я не всегда их использую, потому что многие из них звучат настолько непривычно для самой же меня, что иногда мне сложно произносить их вслух. Но мне не нравится, когда кто-то придумывает новые феминитивы, когда есть устоявшиеся старые. Например, от одной феминистки я однажды услышала феминитив «мастерка». Зачем его придумывать и использовать, если давно существует привычное нам слово «мастерица»?


- Призываешь ли ты людей к использованию феминитивов?

- Нет, никого не нужно заставлять использовать феминитивы. Однако у меня улучшается отношения к тем, кто их использует. Думаю, их использование обязательно только в том случае, когда девушка просит называть её, например, художницей, а не художником.


_____________________________________________________________________________________


Феминитивы - это существительные, принятые в женской форме, с окончанием, которое указывает на то, что это лицо — женского пола.

_____________________________________________________________________________________


- Идем дальше. Идеи феминизма ведь поддерживают не только женщины, но и мужчины. Насколько это корректно по-твоему?

- Мне очень не нравится, когда мужчины решают за женщин, нужен им феминизм или нет: они не женщины, и поэтому это неуместно, когда они решают, нужно ли женщинам женское движение. Аналогично с дискуссиями, когда женщины решают, нуждаются ли мужчины в маскулизме.


- То есть по-твоему не должно быть такого, что бы мужчина думал и понимал: «Да, феминизм – круто, современным женщинам он очень нужен»? Почему?

- Потому что у мужчин есть свои проблемы, почему бы им не заняться их решением? Общество, на мой взгляд, было бы куда гармоничнее, если бы мужчины боролись с социальным неравенством с помощью маскулизма – мужского движения, призванного для борьбы за права мужчин, которые тоже нередко нарушаются.
Конечно, у мужчин всегда будет мнение касательно женского движения, и никто ничего с этим не сделает. Но имеет ли их мнение какую-то ценность в феминизме – другой вопрос.


- Получается нормально, если мужчина борется с социальным неравенством, но не очень хорошо, если он поддерживает феминизм?

- Борьба с социальным неравенством – это хорошо, когда борьба за права одной социальной группы не нарушает права других социальных групп. Здесь хорошо подойдёт пример одной из проблем – участие трансгендерных женщин в женском спорте: имея физические преимущества в виде особенностей мужской физиологии, они отнимают заслуженные победы у цисгендерных женщин (это женщины, у которых гендерная идентичность совпадает с биологическим полом). Я не считаю, что это плохо, когда мужчина поддерживает феминизм. Невозможно решить проблемы женщин, отталкивая от этого мужчин: они тоже являются частью общества, которое устанавливает женщинам условные рамки, определяющие поведение, внешность, и массу других критериев «женщины» как набор негласных правил и стереотипов. Но плохо, когда мужчина начинает решать, какие методы борьбы должны использовать феминистки, что является угнетением, а что не является, и что является феминистичным, а что нет.


- С мужчинами в феминизме понятно, однако что с женщинами? Что делать если женщину устраивает место на кухне, она не имеет никаких стремлений, не думает, что нуждается в каких-либо правах? Словом, что делать, если роль согласно патриархальным установкам полностью устраивает женщину?

- Феминизм – движение, которое поддерживает свободу выбора для каждой женщины, каких бы взглядов она не придерживалась. Но, к сожалению, всегда есть и будут невоспитанные люди, которые считают, что нормально диктовать окружающим как правильно жить, а как неправильно. Очень важно, чтобы они не навязывали свои взгляды окружающим, пытаясь ограничить их свободу выбора.


- То есть отрицание идей феминизма – это невоспитанность? Общество должно стремиться к тому, что бы абсолютно все женщины придерживались взглядов этого движения?

- Я думаю, отрицание идей феминизма имеет отношение либо к женоненавистничеству, либо к неосведомленности в этой теме. Потому что странно слышать от работающей женщины, имеющей собственную квартиру и машину, которая окончила ВУЗ то, что феминизм – это какой-то ужас с запада, разрушающий традиционные ценности.


- Выходит, каждая женщина рано или поздно приходит к феминизму?

-  Нет, к сожалению. Она может не осознать того, что жила тем, за что борется феминизм, и при этом отрицать его важность и влияние на свою повседневность хоть до конца жизни.


- Что поменяется в мире, когда все женщины признают идеи феминизма и начнут за него бороться?

- Поначалу тяжело осознать, что все у женщин не так замечательно, но потом им станет гораздо легче.


КОММЕНТАРИИ
СОБЫТИЯ
Обратная сторона золотой медали
Сайлент Хилл по-читински.
Своя фотостудия - это необходимость