НЕ НЕДООЦЕНИВАЙ ТАКСИСТА

Вы когда-нибудь задумывались, почему ваш таксист никак не может добраться до вас? Или почему ваш заказ никто не принимает? Быть может, вы и сами хотели подработать в такси, но не знали, с чего начать?

Молодой таксист Роман Александров поделился с нами своим опытом, чтобы приоткрыть завесу тайны в этот удивительный и неведомый мир, который скрывает немного больше, чем вы могли себе представить.




Трудоустройство и рабочие тонкости

- Рома, расскажи о том, как ты вообще пришёл к этому роду занятий? Как ты выбирал такси и как трудоустраивался?

-  Я задумался об этом ещё до того, как решил сдавать на права, где-то за месяца три. Это был заранее продуманный план с целью заработать денег, в том числе и на бензин. Я просто выбрал то такси, которое на слуху у всех. Всё это можно с лёгкостью сделать через Интернет. Я вписал на сайте свои личные данные, номер прав и нажал на кнопку «готово». Больше ничего и не требуется. Мне даже не пришлось контактировать с работодателем. В принципе, он  может даже и не видеть в лицо тех, кто работает в его организации.


Если процесс трудоустройства происходит через браузер, то чтобы непосредственно приступать к работе, необходимо приложение, никак иначе. Приложение это называется «Taxsee Driver». Но оно не объединяет все такси города. Предназначено оно только для «Максима» и «Поехали» - более дешёвой версии первого. У остальных, скорее всего, либо своё приложение, либо своя система.


Когда ты принят на работу «в одно нажатие», тебе на почту приходит так называемый логин. Этот логин необходим для авторизации в приложении. То есть, каждый встречный не может просто взять и войти в него. После того, как ты входишь в приложение, можно считать, что ты на смене.



- Что предоставляет тебе приложение? В нём есть карта и навигатор?


- Да, там есть встроенная карта, по которой ты в реальном времени можешь передвигаться. Навигатора нет, но можно пользоваться другими, например, из поисковых систем. Само приложение даёт доступ к ним.


Помимо этого, в приложении представлен список всех районов Читы. Но они не крупные, вроде Черновского, Ингодинского, Железнодорожного и Центрального, а более частные: Чита-1, Остров, Макси, Сосновый, КСК и так далее. С одной стороны мы можем увидеть количество заявок из этого района на данный момент, с другой – количество машин в нём. Если у тебя открыто это приложение, ты будешь значиться в том районе, в котором находишься.

Так же можно отследить так называемые ближайшие заявки – те, которые находятся примерно в радиусе пяти километров. Но в идеале человек должен находиться на расстоянии не более километра-двух от тебя, потому что большие расстояния подразумевают больше затрат. Так же есть такая категория как «все» – это все заявки в Чите в принципе: как предварительные, так и текущие.



- Как происходит принятие заказа?


- Изначально заявку принимает оператор. Сам ты можешь лишь запрашивать её. Если одну заявку запросило сразу несколько машин, у оператора будет четыре минуты на то, чтобы выбрать, кому из них её отдать. Ключевым фактором его выбора будет являться твой рейтинг. Рейтинг складывается из положительных и отрицательных параметров твоей работы. Положительные влияют на рост рейтинга, а отрицательные, соответственно, - на его снижение.

Когда ты приехал на место назначения, ты можешь обратиться к оператору по любым причинам. Ты можешь спросить: «А где мой клиент?», «Куда ехать?», можешь задать любой глупый вопрос. Но все водители стараются избегать таких обращений к оператору, потому что это является отрицательным моментом. Грубо говоря, в любой непонятной ситуации не звони оператору. Звони только в том случае, когда вообще нет вариантов. Но такие случаи сложно себе представить. А кто-то всё равно умудряется этих бедных операторов мучить.


- Какое время ты обычно выбираешь для того, чтобы работать?


- Это именно то, почему такси является моей основной работой на данный момент: я могу выбрать любое время для своей работы, начиная с раннего утра и заканчивая поздней ночью. И всё же ночь для меня – лучшее время, потому что нет трафика на дороге. Ночь экономит мои водительские силы, да и вероятность неприятных инцидентов стремится к нулю. У меня уже выработался определённый режим – не спать по ночам. А если уж спать захочется, я всегда могу вернуться домой.


 - Работал ли ты в час пик заказов?


- У меня был такой опыт, но я не хочу его больше повторять. Представь себе этот трафик. Если в нормальном режиме ты доедешь от точки «А» до точки «В» за 15 минут, то в час пик ты будешь ехать целых тридцать.



Вопрос денег



- А теперь, наверное, вопрос, ответ  на который жаждут узнать многие. Сколько таксист может заработать?


- Я считаю, что фактически он сможет заработать до 90 тысяч рублей в месяц. Конечно, учитывая, что он будет работать стабильно на протяжении всего этого времени, по 12 часов в день (средний рабочий день какого-нибудь кассира) и давать себе пару дней отдыха.


- От чего зависит стоимость поездки?

- Прежде всего, от класса автомобиля; их несколько: комфорт, эконом, компактвэн и минивэн. На самом деле, «компактвэна» не существует, но они так назвали автомобиль, в который помещается до шести человек. К «комфорту» тебя приписывают, когда у тебя крутая тачка. Если у тебя тачка «бомжарская», то у тебя эконом-класс. У меня «эконом», sorry. Но в мой автомобиль могут поместиться 6 человек, так как в багажнике два сидения откидываются. Значит, я могу быть и «компактвэном».

Разница в стоимости на дорогом автомобиле небольшая – всего 25 рублей. Ладно, на самом деле это приличная разница, но я просто так себя утешаю.


- Перевозил ли ты сразу столько людей?


- Да, был такой опыт в моей жизни, когда в салон залезло одновременно семь человек. Но ничего, я не обломился. Взял с них 500 рублей. Бывало и такое, что диван приходилось перевозить. Тогда я побывал в роли ещё одного класса – «грузового».


- На чем основывается прибыль такси как организации?


- Обо всех факторах я точно не знаю, но основной заработок компании, я думаю, основывается на комиссии (если так можно это назвать) с таксиста. Каждый таксист платит какой-то определённый процент за то, что берёт заявку. В зависимости от разных условий эта сумма может составлять от 10 до 20% от стоимости заявки. Но не стоит путать это с теми деньгами, которые мы получаем непосредственно при оплате клиентом его поездки. Тут все 100% становятся нашими. Эта комиссия просчитывается заранее, ещё на этапе передачи заявки таксисту. То есть, как бы нелогично это ни звучало, ты сначала платишь проценты, а потом у тебя появляется возможность зарабатывать. Если у тебя на счету нет этих условных двухсот рублей для комиссии, у тебя всё равно есть возможность начать работать, но эти проценты будут высчитаны с тебя после.

Я пополняю свой счёт через приложение.


- То есть, это похоже на пользование услуг операторов связи?


- Можно и так сказать. Только, по сути, ты платишь за каждую заявку непосредственно, а не забрасываешь какой-нибудь рублик и пользуешься ими в неисчерпаемой возможности.


- Я часто вижу машины, на которых есть надпись «такси». Это машины, которые предоставляет сама такси-организация?


- Нет, это другое. Водители сами обращаются в такси и просят эти наклейки за собственную плату – 1000 рублей. Для чего это сделано? Во-первых, для того, чтобы, как раз-таки, уменьшить комиссию до 10%. Во-вторых, это предоставляет водителю так называемый режим «приоритета». Если в одном районе будут находиться одновременно несколько машин, с большей вероятностью оператор передаст заявку тому, у кого есть этот режим.


- Чем дольше ты едешь, тем больше платит тебе твой клиент?


- Конечно, километраж имеет значение. Это рассчитывается следующим образом. За первый километр пассажир платит минимальную фиксированную стоимость: допустим, 80 рублей. За каждый последующий он доплачивает ещё по десять.

Таким образом, водителю невыгодно браться за заказы по типу «туда и обратно», потому что проезжает он одно и то же расстояние дважды, а денег выручает за это меньше, чем если бы это были два отдельных заказа. Это просто разорительные заявки. Времени и бензина ты потратишь гораздо больше.


- А есть ведь ещё доплата за ожидание?


- Да, есть. Одна минута – пять рублей в «Максиме» и одна минута – четыре рубля в «Поехали». Но это вообще можно не учитывать, потому что ожидание очень редко происходит. Хотя иногда, бывает, и 40 минут ждёшь, а когда говоришь человеку, что с него 400 рублей, он возмущается: «А ЗА ЧТО ЭТО?» Такие люди не понимают, что водитель тратит своё драгоценное время, за которое он мог бы выполнить ещё несколько заявок.



Работа для души?


- Одна моя преподавательница таксует для души: чтобы расслабиться, поговорить с людьми. Таксуешь ли ты ради этого?


- В последнее время не в коем разе. Когда я только начинал таксовать, мне действительно нравилось. Мне было интересно, потому что мне в первую очередь нравилось водить машину и, возможно, контактировать с какими-то людьми, говорить с ними о чём-то. Сейчас это всё надоело до такой степени, что я это делаю просто потому, что надо, а не потому, что хочу. Надоели люди –  разговаривать с ними, баранку крутить.


- Так не обязательно же разговаривать...


- Это ты так думаешь. Ты потаксуй – потом поймёшь. Если ты откажешь им, они напишут про тебя плохой отзыв, скажут: «Водитель был пьяным» или «грубил». Тебя уволят без выяснения обстоятельств. Поэтому приходится отвечать на каждый их вопрос. Конечно, есть такие, которые сядут тихонько, молчат – адекватные люди. А бывает: «НУ, ЧЁ, КАК ТАМ У ТЕБЯ ДЕЛА? А У МЕНЯ ВОТ – БАТЯ, ЕМУ 88 ЛЕТ, ОН ДО СИХ ПОР ТАКСУЕТ», и начнёт: «А ВОТ Я ТАКСОВАЛ ЕЩЁ В 90-Е ГОДЫ…»


- А есть ведь водители, которые сами любят поговорить!


- Я и сам таким был в первое время. Но когда водитель стремится поговорить – это одно. А когда клиент – это совсем другое. Ведь водитель – за рулём, он может понимать, хочет ли он сейчас поговорить или нет, не навредит ли это. Говорливый пассажир же не понимает этих моментов. А тебя это может напрягать, отвлекать от дороги. Так что никакого «кайфа» в последнее время я от таксовки не получал.


- И всё же, какие были самые интересные и выдающиеся истории в твоей таксистской деятельности?


- Учитывая, что моя таксистская деятельность не такая продолжительная – около трёх месяцев, их не так уж много. Был момент, когда я принимал заказ у одной женщины из КСК. Она была пьяной в ноль и уснула прямо у меня в машине. Я говорю: «Женщина, приехали!» Она – ни в какую. Я уж думаю: «Господи, что делать-то? Она мне и не заплатила даже». Тогда я выхожу из машины, открываю дверь, хлопаю её по щекам: «Женщина!!!» Она очнулась кое-как: «А? Что? Приехали уже?» Я отвечаю ей: «Да, приехали, выходите из машины, мне работать надо. Двести рублей с вас». Она протягивает мне тысячу. А сдачи у меня было всего 600 рублей. Я насобирал последнюю мелочь, и протягиваю ей эти 638, условно, рублей. Она спокойно взяла их и вышла из салона. Выгодно я, думаю, за 400 рублей на КСК съездил. Да ещё и шапка в подарок! Она забыла её у меня в салоне. Тёща в ней теперь телефон носит, чтобы он не выключался на морозе.

Была ещё история с одним бурятом. Сел он ко мне ночью в машину, и давай рассказывать: «Я предприниматель, у меня своя база». И вдруг спрашивает у меня: «Не хочешь быть моим личным водителем? В месяц – 70 тысяч устроит?» Но всем понятно, конечно, что он под градусом не соображал ничего. Хотя он и дал мне свой номер, я всё равно не стал перезванивать, потому что был уверен, что если бы я ему позвонил, он бы ответил: «А? Ты кто?»


- У тебя все интересные истории связаны с алкоголиками?


- Да, все они, так или иначе, связаны с пьяными людьми. Трезвый человек садится и молча доезжает до нужного ему места. Либо с ним ведётся адекватный диалог, и никаких нюансов с не возникает.



"Один из моих клиентов рассказал мне это. В XX веке такси работали интересным образом. У всех таксистов была рация и обыкновенная бумажная карта. Оператор по рации сообщал им адрес, и они должны были сначала найти это абсолютно рандомное место на карте. Кто-то знал, где оно находится, кто-то представлял, а для кого-то это был настоящий квест. Когда ты не знаешь, ты сначала минут 10 ищешь, как тебе проехать, потом уже – непосредственно поездка. Это только звучит легко – «повернуть налево», а по факту там могут быть самые внезапные повороты. Полегче становилось, когда клиент уже был в салоне. Тогда можно было допытывать его, как лучше проехать".



- Давай тогда напоследок обсудим ещё вот какой вопрос. Как ты думаешь, может ли таксист работать всю жизнь?


- Это зависит от многих факторов: от его желания крутить баранку всю жизнь, от города, от того, является ли этот человек чисто таксистом или, по сути, у него есть образование, и он психолог, медик и так далее? Вопрос «Может ли таксист работать всю жизнь» в корне неправильно поставлен, потому что если человек что-то может делать теоретически, он может это делать и на практике.


- А мог бы конкретно ты работать всю жизнь, учитывая, что тебя уже сейчас напрягает это дело? При каких обстоятельствах – да, а при каких – нет?


- Я думаю, да, существуют такие обстоятельства, при которых я мог бы работать всю жизнь и даже радоваться этому. Например, если бы у меня в жизни всё настолько сильно не заладилось, и не было бы вообще никакого иного способа заработать, то да, я с распростёртыми объятиями принял бы таксистскую деятельность.



Роман Александров, ко всему прочему, поделился с нами тем, что таксистов в обыденной жизни очень недооценивают. Например, если девушка скажет своим родителям, что ее парень – таксист, они с большой вероятностью отнесутся к этому с недоверием. Намного лучше они воспримут того же экономиста. А ведь на самом деле зарплата у них может быть одинаковой, а то у таксиста и выше. При том, что график работы у обычного офисного работяги гораздо сложнее.


Работа таксистом – очень неоднозначная и непростая деятельность. Когда начинаешь углубляться в эту тему, в ней обнаруживается много тонкостей и подковырок. Не хватит целого материала для того, чтобы охватить все стороны этого занятия. Тем не менее, теперь вы хотя бы сможете понять, почему иногда вам приходится так долго ждать своего такси. Может быть, в вашем районе просто не было машин, а, может, вы были просто невыгодны для водителя. Можете пользоваться этими сведениями, как посчитаете нужным.


КОММЕНТАРИИ
СОБЫТИЯ
«Доедайте свои беляши!»
Новый мир с игрой в центре
Почему современная поп-музыка - отстой?