КОМИКСЫФФИМК

Наравне с компьютерными играми свою порцию неприязни получили комиксы. ДА, да те самые красочные журналы с картинками и минимумом текста. Как же так получилось?! Чем не угодили людям сборники иллюстраций с динамичным сюжетом и не плохой рисовкой? Будем разбираться!



Для тех, кто с «героем моего романа» не знаком, я поясню, что комиксы (от англ. comic «смешной») — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в себе черты литературы и изобразительного искусства. Разновидность книжно-журнальной иллюстрации, иногда используется в печатных СМИ.


Наверное, большинство тех, кто слышит слово «комикс», мгновенно переносится мыслями в Америку. Оно и понятно, так как большинство графических романов пишется/рисуется именно там. Тем ни менее, родиной комиксов США никогда не были. Первые рассказы в картинках появились примерно в XVI и XVII веке, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. К предшественникам комиксов можно отнести политические европейские карикатуры XVIII века. 



Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «The San Francisco Examiner».






В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы, в основном, утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях. Как не странно и не печально это звучит, одним их факторов, сыгравших в некий плюс для комиксов, послужила Вторами Мировая война - на обложках были супергерои, которые сражаются с лидером нацистского движения.


Что ж, с историей мы ознакомились. Теперь пора перейти к вопросу, почему не принимают?


1) Своеобразная деградация, то есть мало текста,  много иллюстраций. Это говорит о том, что основную информационную нагрузку на себя берут именно картинки. Таким образом мы возвращаемся к наскальной живописи.


2) Из-за упрощённости комиксы наиболее популярный у подростков. Дело в том, что в подростковом периоде человек склонен к упрощению, "черно-белому" восприятию мира; безудержно хватается за все новое, перенимает чужие модели поведения (включая вымышленных персонажей).


3) Из-за информационного  дефицита и чрезмерной простоты подачи  комиксы  вытесняют чтение книг.  Отсюда же вытекает клиповое мышление. Опасность такого мышления в том, что человек не способен долго концентрироваться на информации, воспринимать и анализировать сложные тексты.


В стране давшей миру великих писателей, великую литературу, только освоение которой может приобщить человека к великой русской культуре, есть ли место для этого западного суррогата? Может нам нужно развивать способность наших детей и молодежи к чтению книг? Психологи говорят, что как раз комиксы способны отвлечь молодого читателя от смартфона и напомнить ему о книгах.  Не зря в США и в Японии комиксы, изначально рассчитанные для детей и молодежи, стали выпускаться и для взрослого населения.


И вот мы плавно подходим к теме пользы. Что же дают человеку комиксы?


1. Комиксы выполняют важную социальную функцию



Во времена больших кризисов такого вида литература не только продвигала государственную идеологию, но и сподвигали читателей на труд или борьбу. Когда Америка вступила во Вторую мировую войну, Чудо-Женщина и Супермен наперегонки записывались в добровольцы и вызвали Гитлера на поединки. Когда наступил период послевоенного экономического спада, состоятельного Бэтмена с его мощным техническим арсеналом потеснил скромный студент Спайдермен, который на собственном примере показал, как быть экономным в борьбе со злом. В наши дни американцев учат толерантности и пониманию «Люди Икс», комикс «Даст» о девочке-мусульманке, новый «Спайдермен» о подростке-латиноамериканце и «Халклинг» о юноше нетрадиционной ориентации. Идеологической силой комиксов неоднократно пользовалось руководство страны: именно правительство инициировало создание патриотического Капитана Америка и заказал главному редактору Marvel Стэну Ли серию «Green Goblin Reborn!», где Спайдермен предупреждал об опасности употребления наркотиков.


2. Комиксы — это удобное поле для испытания авторских теорий и формальных экспериментов





Сегодня, когда человечество стало более мобильным, своеобразной лабораторией поэтики можно назвать именно комиксы. Большой прозаический текст часто является широким полем для авторской игры, роман долго вызревает и долго пишется, поэтому проза инертнее, например, по сравнению с поэзией. Массовость различных сверхлюдей не вызывает их основополагающей примитивности, сейчас уже никого не удивить сложными интеллектуальными графическими романами, словесными играми, рисунками, в которые встроены постмодернистские тексты, «пасхальными яйцами», которые увидят лишь самые внимательные читатели. Хорошим примером может быть графический роман Алана Мура «Хранители», ставший революционным с точки зрения графики. Каждый выпуск является переплетением различных жанров, и литературных, и сугубо журналистских — от репортажа и газетного объявления, поэзии и даже внутренних комиксов, которые читают персонажи. В «Хранителях» художник Дэйв Гиббонс использует придуманную им «ужасную симметрию», ее сущность заключается в том, что первая и последняя страницы выпуска повторяют друг друга с точки зрения кадров, однако в зеркальном отражении относительно центра.



3. Являются примером искусства на грани разных медиа



Когда Аполлинер писал стихи в форме птицы или фонтана, а Малларме пытался создать «абсолютный текст», они довольно близко подходили к таким создателям, как Алан Мур и Стэн Ли. Наблюдать за развитием синкретических искусств всегда интересно, ведь они не только имеют мощную внутреннюю потенциал преобразования, но и могут привести к появлению нового типа искусства. Так в XIX веке оперетта привела к появлению мюзиклов.


4. Бывают очень разными по стилистике и тематике, поэтому каждый в них найдет что-то свое


Существуют яркие «поп-арт», напоминающие работы Энди Уорхола и Роя Лихтенштайна, есть лаконичные черно-белые интеллектуальные философские, как «Zen Pencil», научные, вроде «xkcd». Отдельно существуют небольшие фанатские издание на самые разные темы и об отдельных профессии — от астрофизики до преподавания в школе.


5. Благодаря мобильности и экспериментальности влияют на другие сферы искусства


Поскольку это все не так жестко канонизированы, как условная «серьезная литература», и на производство затрачивается меньше усилий, чем на написание романа-эпопеи или даже рассказы, создатели графических рассказов не боятся рисковать. Они первыми испытывают необычные графические приемы, экспериментируют с цветовой гаммой и запускают параллельные серии с одним супергероем или его клонами из других миров, напоминает разветвленный постмодернистский роман с рядом окончаний «на выбор».


6. Комиксы рассказывают о нас


Хотя Супермен может летать и видеть предметы насквозь, Спайдермен выпускает огромную паутину, а Халк превращается в зеленого монстра, на самом деле супергерои имеют типичные проблемы обычных людей. Халкинг (She-Hulk), сестре Брюса Беннера, сложно совмещать карьеру и супергеройскою жизнь; Джессика Джонс страдает от гендерной несправедливости и того, что ее не воспринимают серьезно; Спайдермену постоянно не хватает денег; Бэтмен много лет пытается преодолеть депрессию и комплекс выжившего; мутант Дэвид с «Людей Икс» лечится от шизофрении; Ночная Сова II с «Хранителей» тяжело переживает кризис среднего возраста.


7. Комиксы моделируют различные варианты будущего, дает нам шанс избежать ошибок


Капитан Америка появился с пророчеством о неизбежности противостояния с Германией за несколько лет до того, как США вступили во Вторую мировую войну. Фантастическая Четверка была живым предупреждением об опасности, которую таит ядерное оружие. Серия «Switchblade Honey» предлагает взгляд в будущее, где человечество активно осваивает глубины космоса. Комиксы дают возможность смоделировать любую ситуацию и предупредить о потенциальных последствиях наших легкомысленных действий.


8. Предлагают увлекательную историю, сюжет


Чтобы следующие выпуски покупали, авторы не только должны уметь обрывать на самом интересном моменте рассказ, но и удачно сочетать увлекательный сюжет, по которому будет интересно следить, с мощной визуальной составляющей. Именно поэтому часто становятся готовыми сценариями для популярных фильмов.


9. Под соусом легкого сюжета и ярких приключений часто продвигают сложные идеи, мощную философию, классические литературные сюжеты и даже научные инновации


Джерри Сигел и Джо Шустер признавались, что на создание Супермена их вдохновила работа Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», и после этого, казалось бы, не самый умный супергерой Америки еще не раз обращался к идеям Ницше. Компания «Self Made Hero» выпустила в виде комиксов почти все драмы Шекспира. Вот «xkcd» невозможно понять без знаний математики, физики и лингвистики, а «The Joy of Tech» рассказывает о новостях в мире технологий не хуже журнал «Wired».


Как в истории с играми, здесь мы видим похожую ситуацию о субъективности восприятия, хотя и не такую агрессивную. Все-таки комиксы имеют намного больше положительных качеств, а значит не представляют никакой опасности для человека.


ЛизавеТТа 5 апреля
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА-ТРУДОУСТРОЙСТВО!
Сезон гриппа в ЗабГУ
Сам себе учитель